Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют от каждого из нас высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритете человека, его неотчуждаемых прав и свобод, развитие каждого человека как индивидуальной личности.
Безусловно, каждый из нас в течение своей жизни получает «правовую подготовку» в учреждениях образования, культуры, знакомится с интересующей его информацией правового характера в средствах массовой информации, книгах, интернете, черпает знания у профессионалов, коллег и друзей. Однако часто полученная информация кажется нам разрозненной, неясной, или даже противоречивой, нелогичной и невозможной к применению в конкретной ситуации. Поэтому количество и качество получаемых человеком правовых знаний должно быть таково, чтобы это неминуемо привело его к системе стойких убеждений, характеризующих признанием права и закона, понимаю необходимости следовать предписаниям законов, владению умениями и навыками реализации своих прав и прав близких ему людей, а также воспитанию навыков пользования правами и эффективного их отстаивания. Грамотный в правовом плане человек может должным образом проявить свою индивидуальность, социальную и политическую активность.
На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако в юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная в системе деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму (т.е. отрицанию человеком установленных правил поведения) и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения правового государства. Правовое просвещение – это способ показать гражданам их права и реальные возможности проявить себя в обществе, государстве, уважая себя и других членов общества, социальные ценности.
Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и обеспечивает гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.
Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
В целях оптимизации и координации деятельности в указанной области Президентом Российской Федерации в 2011 году были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».
В частности, в указанном документе определено, что основными цели государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Также определены следующие основные направления по реализации государственной политики:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалификационных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.